ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОПИЛОТОМ
Прежде чем стартовать в полет, во время которого вы намерены пользоваться автопилотом, выполните следующее:
1) До запуска мотора, установив органы управления самолетом примерно в нейтральное положение, поверните кран, включающий автопилот, в положение «включено».
2) Откройте краны-регуляторы скорости и начните действовать органами управления. Если они не поддаются, значит в цилиндре соответствующего сервомотора нет воздуха, и вы можете выключить автопилот. Если они как бы пружинят, значит в цилиндре есть воздух. Чтобы удалить его, поверните включающий кран в положение «выключено», запустите мотор и приведите отдельно каждый орган управления в крайнее положение. Примерно через 30 сек. масло вытеснит воздух из сервомоторов в масляный бак.
3) Проверьте давление масла, закрыв краны-регуляторы скорости. Давление по манометру должно отличаться не больше чем на 0,5 кг от давления, указанного для данного самолета.
4) Проверьте вакуум. При 1000 оборотах мотора в минуту вакуумметр должен показывать самое меньшее 75 мм рт. ст., а при максимальном числе оборотов на земле — не больше 125 мм.
5) Включите авиагоризонт автопилота; если он работает исправно, то через несколько минут он покажет положение вашего самолета относительно горизонта.
6) Установите и включите гирополукомпас.
7) Откройте краны-регуляторы скорости.
8) Поверните кнопку управления горизонтальностью полета в положение «выключено».
Рис. 160.
9) Установите указатели следящих систем в соответствие с показаниями гироприборов, пользуясь кнопками руля поворота, элеронов и руля глубины, установив ручное управление примерно в нейтральное положение.
10) Теперь снова включите автопилот. Проверьте, исправно ли он работает, поворачивая кнопки поворота, поперечного и продольного кренов, чтобы убедиться в том, что органы управления действуют с одинаковой скоростью в обе стороны. Неодинаковая скорость органов управления показывает, что что-то неисправно и что необходимо устранить эту неисправность до вылета.
11) Прежде чем стартовать, выключите автопилот.
Находясь в воздухе, вы, прежде чем включать автопилот, должны убедиться в том, что краны-регуляторы скорости открыты и что указатели следящих систем стоят правильно. Включив автопилот, «настройте» его по самолету. Если самолет имеет тенденцию качаться или «рыскать», вы можете ослабить эту тенденцию посредством кранов-регуляторов скорости. Наилучшим способом ознакомиться с остальными приемами полета с автопилотом является практика в пользовании автопилотом.
После подъема, при котором самолет управлялся автопилотом, вы, набрав желательную высоту, должны выключить автопилот, прежде чем выравнивать самолет. К тому времени как самолет выравняется, убедитесь в том, что кнопка управления горизонтальностью полета также выключена. Затем, удерживая ручным управлением самолет в горизонтальном положении, установите кнопку управления горизонтальностью полета на горизонтальный полет, пока автопилот еще выключен. Как только перемещение указателя следящей системы руля глубины прекратится, совместите этот указатель с указателем горизонта автопилота и снова включите автопилот. Помните, что, прежде чем выключать автопилот или менять высоту полета, вы всегда должны выключить управление горизонтальностью полета.
Рис. 160. Этот схематический рисунок показывает присоединение автопилота к органам управления самолета.
Никакой сделанный человеком механизм не
лучше человека, управляющего им.
і